Украина

О том что было с юмором и грустью.
Украина, Винница, примерно 77 - 89 годы.
Мой дед Василий был суровый мужчина. Фронтовик, украинец до мозга костей, шофер с 30- летним стажем. Невысокого роста, худощавый, но сильный физически. Спокойный, уверенный взгляд ограниченного человека. На пенсию вышел рано, проведя на заслуженном отдыхе минимум десяток советских лет. Порядок и его незыблемость - вот колея, по которой катилась его жизнь. Салфетка на черно-белом "Горизонте", ежевечерняя "Винницка правда" и программа "Время". Царство без пыли и шума.
Присказкой к образу деда служит бережное отношение к хлебу. Покупая свежий каравай только для себя, а это и ещё сигареты были практически все его траты денег, он мог сказать: - " Ты ще не бачив як люды голудовали в 33 роци.Вси ридни вмерли, одын я, хлопчик молодой, живий остался".
Основным содержанием жизни Василия в то время стала принципиальная позиция - "Я за свою жизнь достаточно наробився". С раннего утра он занимал позицию на табуретке перед хатой, с перерывами по распорядку на прием пищи. Меня всегда поражали эти ежедневные заседания - ведь оттуда не видно за деревьями дороги и прохожих! Может он о чем-то думает? Но как можно думать сидя? Но по правде сказать, птички на него не капали - дед был достаточно подвижная мишень. Встанет, пройдется по дорожке к воротам. Проверит плавность хода калитки. Обстучит опорные бетонные столбики забора на предмет устойчивости. Закурит.
К питерским внучкам дед относился терпимо. Получив пенсию и сразу положив её на сберкнижку, оставив лишь необходимый минимум, он важно возвращался, при шляпе и по-городскому одетый. Дома, с хитрым выражением лица, подзывал по одному и давал рубль." Ось купи щось соби. Сховай и никому не показывай. Приятели твои - воны чужие, конфеты купи тильки для сэби." Потрясение от невиданной щедрости обычно скупого на слова и дела Василия никогда долго не длилось. Конечно, ворчливый дед со странностями занимал в нашей системе координат абсолютно незначительное место. Огромное, бесконечное лето - два с половиной месяцев счастья...
Надо сказать, что улица Пирогова, на которой мы жили, это частные дома на околице города. Хаты с краю, с садами и огородами, удобствами на улице и колодцами, заборчиками и живностью на заднем дворе, городским пляжем в ста метрах - в общем, все как полагается. С утра собирается компания: - Танька выходи гулять! Вовка... Андрюха выходи гулять! До обеда вполне можно успеть насобирать малины, поиграть в море волнуется раз, потом в индейцев, еще в прятки, искупаться и обсохнуть на бетонных плитах, обчистить абрикосовое дерево соседей, сгонять на великах до леса и обратно, обсудить, как кто оденется в вечернюю игру в театр, принесет занавес, получит главную роль, снова купаться и играть в "дурака". День он такой медленный... А если лечь в траву и провалится взглядом в небо, то время останавливается совсем. Становится очень тихо и лишь звенит нагретая земля. Движение облаков, жужжание шмеля и шелест ветра не считаются.
Ты в гостях у приятеля, а время обеденное. Тебя накормят и скорее всего борщом. Кстати, никакого трепетного отношения к салу на Украине я не встречал. Сало как сало. Кто же не любит шкварки с картошкой? Так вот, украинский борщ он действительно очень вкусный. У матери в Ленинграде он никогда не получался. Только сейчас я узнал главный секрет - не жалеть продуктов.
Возможно, это субъективно, но на Украине я становился смелее. Легче сходился с детьми и взрослыми. Мог обратиться к незнакомому человеку по любому дурацкому поводу. Однажды в десятилетнем возрасте самостоятельно отправился в гости к своему дяде, который жил в семейном общежитии от завода на другом конце города, не зная его адреса.- "Вы не знаете такой-то шарикоподшипниковый завод? А где находится общежитие? Вы знаете такого-то дядю? Какая-какая квартира? Вы знаете, моего дяди нет дома, я у вас пока посижу, ладно?" Сюрприз получился, в том числе ремнем.
Мне очень нравится украинский язык. Сейчас-то я его уже подзабыл, но все равно в удобном и не очень случае пытаюсь ввернуть что-нибудь этакое. Нич яка, Господи! Мисячна, зоряна:
Ясно, хоч голки збирай...
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиночку в гай!

- это же прекрасно, нет? Отлично чувствовал себя в селе, где говорят только на мове, читал книжки на украинском. В этом отношении дед Георгий, который прожил на Украине практически всю жизнь, но говорил исключительно на чистом русском языке и не сподобился выучить мову, был явно не прав. Мне же по приезду в Питер нужен был месяц, чтобы избавится от "шоканья".
Дед Георгий тоже жил с женой на нашем дворе, в отдельной хате. После войны победоносный и хозяйственный Василий построил себе дом. В 49 году из советского лагеря вернулся Георгий и по-родственному обосновался на том же участке. Он тоже воевал, но недолго - попал в плен, где и провел всю войну. На советской пересылке познакомился с угнанной с начала окуппации в Германию девушкой, младшей сестрой жены Василия. Деды не разговаривали и избегали друг друга. Не знаю точно из-за чего - это продолжалось десятки лет.
Георгий был какой-то хрестоматийный русский: мастеровитый и ленивый, веселый и открытый, иногда очень пьяный. Что прибавляло к нему презрения со стороны непьющего Василия. Дед Георгий охотно общался с детьми. По требованию изготовлялись качели, луки, починялись велосипеды. Далее по списку приведение в рабочее состояние мопеда. Он был добрый человек.
При редких, но неизбежных встречах с Василием, обычно ничего не происходило, но иногда... Иногда котел закипал. Тогда в спину уже прошедшему с каменным лицом Георгию доносилось шипение: - "Рожа кацапская!" И понеслась:
- "Хохол ебанутый!"
- "Алкаш!"
- "Придурок!"
- "Гнида фашистская!"
- "Сам ты гнида!"
За топоры хватались, но при мне до рукоприкладств дела не доходило. Успокаивали перебранку жены: - "Чи ты сказився, старий чорт, чи шо?!"
В самом конце восьмидесятых частный сектор улицы Пирогова снесли по плану расширения города. За два дома и участок земли были получены шесть одна- и двухкомнатных квартир в новых многоэтажках, по количеству проживавших семей. Абсолютно не равноценный обмен, на мой взгляд дачника. В плюсе только санузел совместный, все остальное в минус.
Летом 93, отслужив в армии, я вновь побывал на Украине. Разочарования не было - здесь творилось точно то, что и в России. Свежеиспеченные карбованцы сливались в бездонную мировую финансовую систему, где, по слухам, живет страшный зверь "инфляция". Рубли высасывались с тем же успехом. Все вокруг стали абсолютно свободными. Земля и фабрики внезапно перестали что-либо стоить. Все те же братки. Уважаемые мной всю жизнь люди спешно доваровывали с останков своих бывших предприятий, чтобы получить хоть что-то.
Дед Василий не изменил уклад жизни. Все так же держал пост у дверей своей квартиры. После завтрака ровно в 9 , он заступал на часы в переходе между этажами. Смолил "Приму", стоя у мусорного бачка и что-то высматривал в располагавшемся на уровне его головы окне.
-"Подь сюды", - как-то позвал он меня. Смотреть на него было неприятно. Неопрятный, с бегающими глазами, какой-то весь дерганный. "Купи шось соби" - сказал он мне, протягивая советскую сторублевку."Сховай сразу. Тильки для сэбэ. Чужим не верь."
Дед Василий умер через год. Еще через три скончался Георгий.

Комментарии

arteume написал:
Представьте себе я существую не на чьи-то гранты, а сам по себе.

НАсчёт прироста. Я не знаю сколько было прироста по статистике в СССР. Я знаю, что в школьные годы и после (1983-94-й) я проучился в нескольких классах и группах г. Харькова. Из 40 человек среднего класса очень средней советской школы братья и сёстры были у 20-25% класса.

В нашем классе тоже был один мальчик, не имеющий братьев и сестер. Даже странно, как-то, воспринималось...

Тссс. Про Варфоломеевскую ночь и Сараево, а так-же про многие подобные заговоры не упоминать. Это, так сказать, природные явления, навроде дождика или заморозков. Природа однако, что с неё возьмёшь.
А рассказ хороший. Уж лучше Никитинского "Мне - 65."

endorfin признайтесь, Вы начинающий КОБовец? :)
"подарок - высокие цены на нефть с 2000 года"... не преувеличивайте слишком уж значение цен на нефть - ее доля - около 400-600$ в 10-14 тыс.$ (ВВП на душу населения) - это я как не шибко грамотный говорю. Не мало, но и не критично. Цены на углеводороды все одно копейками уже не станут (в обозримом будущем).
Официально на нефтяной и газовый секторы приходится только 9% ВВП. Другой вопрос, что считают "по нашему" :)) с трансфертами, оффшорами... (по некоторым данным реальная доля добывающей сферы - 20-25%, а вот это уже серьезно! Не так страшны колебания цен на нефть/газ как такая сильная привязка к "нефтяной наркоте")

КОБом не проникся.
Но в то , что на момент отказа де Голлю в золотом обеспечении доллара, группа сверх обеспеченных людей, фактически единолично владевших печатным станком резервной мировой валюты, существовала, защищала свои текущие и будущие интересы и прибыли путем активного вмешательства в глобальную политику и действует по сей день, имхо, похоже на правду.

Аватар пользователя Mylnicoff

endorfin написал:
КОБом не проникся.
Но в то , что на момент отказа де Голлю в золотом обеспечении доллара, группа сверх обеспеченных людей, фактически единолично владевших печатным станком резервной мировой валюты, существовала, защищала свои текущие и будущие интересы и прибыли путем активного вмешательства в глобальную политику и действует по сей день, имхо, похоже на правду.

На момент отказа де Голля и советское руководство защищало свои текущие и будущие интересы путем активного вмешательства в глобальную политику. Вообще у влиятельных людей во все времена существовала привычка активно вмешиваться в политику, иначе они не были бы влиятельными. Начиная с Александра Македонского и всяких там атилл с чингисханами.

Никогда в истории весь мир не был опутан бумажным не обеспеченным средством расчета и ссудным процентом. Совсем не атиллы, не правительство - мирные банкиры из 20-ти семейств,владельцы Центрального Банка США, в официальном списке миллиардеров, по крайней мере в сотне, не значащихся. И Штаты сольют, не поморщатся, если это необходимо для бизнеса. Вопрос в том, так ли они сильны, что трепыхаться смысла не имеет?

Аватар пользователя Mylnicoff

endorfin написал:
Никогда в истории весь мир не был опутан бумажным не обеспеченным средством расчета и ссудным процентом.

Ну да, вот ракушки, которые жители Океании использовали для взаиморасчетов - они были куда как обеспеченнее...
Кстати, вот вы всерьез чувствуете эту самую опутанность ссудным процентом и бумажным средством расчета? Вот когда советские рубли + талоны на приобретение определенного количества продуктов питания по определенным партией ценам были - это было надежное средство расчета?

Mylnicoff написал:
endorfin написал:
Никогда в истории весь мир не был опутан бумажным не обеспеченным средством расчета и ссудным процентом.

Ну да, вот ракушки, которые жители Океании использовали для взаиморасчетов - они были куда как обеспеченнее...
Кстати, вот вы всерьез чувствуете эту самую опутанность ссудным процентом и бумажным средством расчета? Вот когда советские рубли + талоны на приобретение определенного количества продуктов питания по определенным партией ценам были - это было надежное средство расчета?

Вы разве не живете в обществе, основанном на ссудном проценте? Осуждаемом всеми религиями, даже в иудаизме, дающий единоверцу ссуду под процент объявлялся парией. В СССР 3% ссудный процент также был, но являлся государственным,за исключением малой доли, тратившейся на содержание Госбанка, возвращался в бюджет, действовал в рамках замкнутой системы. Нынешняя Россия и Украина практически не имеют собственной денежной системы. То, что имеется, намертво завязано на доллар. Инфляцию рисуют те, кто владеет станком по печатанию доллара. Ведь про 30000 (тридцатитысячное) превышение долларовой массы над активами вы слышали? А доллар все крепчает. В России для кризиса 97 хватило кажется 30% превышения. Вот нам высокую инфляцию рисовали, выкачивая деньги из страны и не давая возможности развиваться никакому бизнесу, кроме высокодоходному. Бедность России и Украины всерьез чувствуется.
Аватар пользователя Mylnicoff

endorfin написал:
Нынешняя Россия и Украина практически не имеют собственной денежной системы. То, что имеется, намертво завязано на доллар.

Ну и что в этом страшного? Вот была в СССР не завязанная на долларе денежная система - и точно также происходила инфляция, только выражалась она через превращение в дефицит все большей и большей группы товаров, пока в конце 80-х дефицитом не стало практически все. Имей тогда граждане возможность вовремя обменять эти советские бумажки на какое-то более надежное платежное средство - начало 90-х для многих было бы не столь трагическим. Кстати, теперь вы можете хранить деньги не в долларах, а в евро и даже в юанях, если пожелаете. А нынешняя завязанность на долларе никак не исчезнет - не из-за чьих-то козней, а потому, что власть России не способна к модернизации и ей спокойнее управлять сырьевым придатком развитых держав.

Mylnicoff написал:
и точно также происходила инфляция, только выражалась она через превращение в дефицит все большей и большей группы товаров,
Ни фига. До 1985-го или 86-го всё больше товаров покидали "группу дефицита", переходя из разряда предметов роскоши в повседневность. В конце 1970-х перестали быть дефицитом ковры и хрусталь, в, кажется, 1994-м были ликвидированы очереди на покупку а/м "Москвич".
Mylnicoff написал:
пока в конце 80-х дефицитом не стало практически все.
В конце 80-х уже были т.н. "кооперативы" по скупке ТНП и вывозу их гл.обр. в Польшу для перепродажи по сверхдемпинговым ценам. Именно оттуда в страну впервые хлынула инфляция.
Mylnicoff написал:
Имей тогда граждане возможность вовремя обменять эти советские бумажки на какое-то более надежное платежное средство - начало 90-х для многих было бы не столь трагическим.
Для как раз для немногих - а всем остальным стало бы хреново намного быстрее. Так хоть переход к полной разрухе проходил через "буферные зоны" и растянулся до ~1995-го, пока ещё часть советского хозяйства кое-как фунциклировала. А можно было раздерибанить и сдать в металлолом вообще всё, но уже за доллары - и наварились бы аж полпроцента населения, и через пяток лет мечта Тэтчер (про 15 миллионов) вполне бы сбылась. :(
Аватар пользователя Mylnicoff

Рыжий Тигра написал:
До 1985-го или 86-го всё больше товаров покидали "группу дефицита", переходя из разряда предметов роскоши в повседневность.

И по талонам начали продавать мясо и масло. Затем дефицитом стали сахар, мыло, стиральный порошок, с 1989 года - сигареты. Книги в дефиците с середины 70-х точно. Хорошей одежды и особенно обуви в свободной продаже я вообще не помню.
А насчет ковров и хрусталя - да. Как подняли на них коммунисты цены то ли в конце 70-х, то ли в начале 80-х (точно не помню) - так и постепенно вышли они из предмета дефицита. Насчет 1994 года и "Москвича" - верю. Тогда уже три года не было коммунистов у власти и распределительной системы.
Аватар пользователя Mylnicoff

Рыжий Тигра написал:
В конце 80-х уже были т.н. "кооперативы" по скупке ТНП и вывозу их гл.обр. в Польшу для перепродажи по сверхдемпинговым ценам.

А вы не объясните, зачем вывозить товары в Польшу по сверхдемпинговым ценам? Если их тут покупали охотно. Не потому ли, в частности, что советские бумажки в качестве платежной единицы уже никого не устраивали, только валюта или бартер - я помню прекрасно те времена, куча объявлений в газетах типа "меняю то на се".
У нас тоже поляки и вьетнамцы торговали в городе. Тем, чем людей коммунистическая распределительная система снабдить не удосужилась - темные очки, батники, джинсы-варенки, косметика, часы китайские электронные. Я на черном рынке польский костюм на свадьбу покупал, при том что своя швейная фабрика в городе, и магазины были завалены их мешковатыми тройками.

Собственно, источник . Не сам же придумал.
Но, честно, хотя фильтровать чтение надо, впечатления шоковые.

Mylnicoff написал:
ракушки, которые жители Океании использовали для взаиморасчетов - они были куда как обеспеченнее...
С ракушками было интересно: не было Центроракушечного Банка - полинезийцы сами договаривались, кому сколько ракушек за сколько пар ботинок или там калориферов или тонн нефти. Т.е. средство оплаты обеспечивалось имуществом/продукцией пользующихся им.
Mylnicoff написал:
Вот когда советские рубли + талоны на приобретение определенного количества продуктов питания по определенным партией ценам были - это было надежное средство расчета?
В смысле - карточки (в войну и после)? Это было таки надёжное средство.
Или в смысле - талоны образца 1990-го и последующих годов? А где вы в 1990-м видели "определённые партией цены"?
Аватар пользователя Mylnicoff

Рыжий Тигра написал:
Или в смысле - талоны образца 1990-го и последующих годов? А где вы в 1990-м видели "определённые партией цены"?

Талоны в многих городах РСФСР появились в 1982 году, в Ульяновске - в 1985-м. А в 1990 все цены в госторговле были фиксированными, одинаковыми для всей страны. Хлеб, скажем - 16 копеек, мясо - рубль 90 копеек. В начале 1991 года тогдашний премьер Павлов повышение цен провел, продукты подорожали, но в магазинах не появились.
З.Ы. Вот тут есть по времени появления талонов в разных местах СССР.
http://balancer.ru/society/2007/06/t56126--sssr-talony.html

arteume написал:
с большими и бесполезными расходами на ВПК
Помнишь анекдот про мужика, который воровал на заводе детали от детской коляски, а дома из них смог собрать только пулемёт? Так вот, это правда. Практически вся промышленность СССР была устроена так, что в случае войны колясочные заводы могли через сутки начать выпуск пулемётов, консервные - гранат, кондитерские - патронов, тракторные - танков, а АК со всеми его модификациями был доступен для изготовления в пости каждой сельской МТС и школьной мастерской. Специфически военных заводов у нас было крайне мало, а финансирования они получали даже меньше, чем ЦРУшники, которые пытались выяснять объёмы этого самого финансирования.
arteume написал:
и падением цен на энергоносители, позволявшими затыкать дыры в собственном производстве импортом.
То-то РФ сейчас гонит на забугор нефти вчетверо больше, чем СССР, а страна при вдвое уменьшившемся населении голодает. :(
arteume написал:
3) межнациональные конфликты и угрозы таковых.
Угу. Сплошные чеченские войны, грузинские танковые баталии и армяно-азейбарджанские подземные ядерные взрывы. :lol: Ню-ню.
arteume написал:
4) обнищание населения в связи с непропорциональностью ценовой политики товарным дефицитом.
Ага, а теперь вы все в мехах и икре. Ща поверю.
arteume написал:
7) Наличие экологических проблем.
Да ну? Смог и привозная вода в Москве, ау! :)
arteume написал:
Список скорее всего не полон. Продолжить?
Только палец досуха не высасывай - нарушение кровообращения часто приводит к гангрене! :)

Рыжий Тигра написал:
arteume написал:
с большими и бесполезными расходами на ВПК
Помнишь анекдот про мужика, который воровал на заводе детали от детской коляски, а дома из них смог собрать только пулемёт? Так вот, это правда. Практически вся промышленность СССР была устроена так, что в случае войны колясочные заводы могли через сутки начать выпуск пулемётов, консервные - гранат, кондитерские - патронов, тракторные - танков, а АК со всеми его модификациями был доступен для изготовления в пости каждой сельской МТС и школьной мастерской. Специфически военных заводов у нас было крайне мало, а финансирования они получали даже меньше, чем ЦРУшники, которые пытались выяснять объёмы этого самого финансирования

Полностью согласен. Только это ещё вершина айсберга. А под водой много чего было. Начиная от учительниц, из которых в педучилищах и пединститутах готовили фронтовых медсестёр.

Рыжий Тигра написал:
arteume написал:
и падением цен на энергоносители, позволявшими затыкать дыры в собственном производстве импортом.
То-то РФ сейчас гонит на забугор нефти вчетверо больше, чем СССР, а страна при вдвое уменьшившемся населении голодает. :(

Ну, во-первых, многое оседает у олигархов и госчиновников, что по сути одно и то же; а во-вторых, Вы несколько преувеличиваете масштабы обнищания нынешней РФ. Это не голод. Это - обнищание.

Рыжий Тигра написал:
arteume написал:
3) межнациональные конфликты и угрозы таковых.
Угу. Сплошные чеченские войны, грузинские танковые баталии и армяно-азейбарджанские подземные ядерные взрывы. :lol: Ню-ню

Казахстан - 86, Сумгаит, Нагорный Карабах, Фергана - 88. Абхазия, Приднестровье - 89. Угрозы различных погромов в городах Украины и РСФСР - зима 89-90. Это только то, что вспоминается с ходу.

Рыжий Тигра написал:
arteume написал:
4) обнищание населения в связи с непропорциональностью ценовой политики товарным дефицитом.
Ага, а теперь вы все в мехах и икре. Ща поверю

Классический трюк коммуняк и поцреотов. Из констатации факта, что тогда было плохо, вовсе не вытекает, что сейчас все "в мехах и в икре". Товарный дефицит был, если Вы его не помните, это не означает, что его не было. Просто пришло время пить средства, улучшающие мозговое кровообращение. Сейчас его нет. Ушли и ценовые диспропорции.

Рыжий Тигра написал:
arteume написал:
7) Наличие экологических проблем.
Да ну? Смог и привозная вода в Москве, ау! :)

Лондон. Утро. Особняк старого графа. Граф подходит к окну и меланхолически замечает: "Сегодня смог".
- Поздравляю, сэр! - отвечает ему столь же старый дворецкий. (с)

Чернобыль - раз, поворот северных рек - два, нитраты, пестициды, гербициды - три, выбросы заводов - четыре.

Рыжий Тигра написал:
arteume написал:
Список скорее всего не полон. Продолжить?
Только палец досуха не высасывай - нарушение кровообращения часто приводит к гангрене! :)

Похоже, что для Вас это таки актуально, потому как множество Ваших утверждений безапелляционны и столь же высосаны из пальца. Обратимся хотя бы к дискуссии с Мыльникоффом о талонах.

arteume написал:
Рыжий Тигра написал:
Практически вся промышленность СССР была устроена так, что в случае войны колясочные заводы могли через сутки начать выпуск пулемётов, консервные - гранат, кондитерские - патронов,

Полностью согласен. Только это ещё вершина айсберга. А под водой много чего было. Начиная от учительниц, из которых в педучилищах и пединститутах готовили фронтовых медсестёр.
Разумеется. Т.е. в мирное время всё это и все они работали в мирных целях. Т.е. не было нужды в отдельных патронно-гранатных заводах и в отдельных фронтовых медсёстрах, которые в мирное время нафиг не нужны, а содеоржать их всё равно надо. Так что можешь смело записывать в ВПК процентов 98 промышленности и в армию - поголовно всё население старше 10 лет (НВП в старших классах, а ГТО - вообще с класса с третьего!), не ошибёшься. :lol:
arteume написал:
Казахстан - 86, Сумгаит, Нагорный Карабах, Фергана - 88. Абхазия, Приднестровье - 89. Угрозы различных погромов в городах Украины и РСФСР - зима 89-90.
[...]
Чернобыль - раз, поворот северных рек - два, нитраты, пестициды, гербициды - три, выбросы заводов - четыре.
Гербицидам и нитратам уже больше сотни лет - именно благодаря им человечество не начало загибаться с голодухи ещё в двадцать каком-то году. Подробности, вместе с "ущербом для экологии" от водохранилищ и прочей мелиорации, - см. "Проблема 2033", об "любителях экологии" и их роли в жизни цивилизаций - Лазаревич и опять Лазаревич.
Прочие события - от Казахстана до Чернобыля и талонов на сахар - это уже "перестройка", претензии к Горбатому. :-( (Хотя должен заметить, что до 1990 года в перечисленных тобой "горячих точках" не то что танков - даже сколько-нибудь приличного расхода автоматных патронов не замечено.)
Кстати, чем отличается от Чернобыля недавний СШГЭС? По трупам соизмеримо... :(

Ваш список говорит о том, что ни о чем не говорит :) сплошная вода.
И эти пункты (любой из них и скопом) совсем не ставят "любое государство на грань жизнеспособности" - бывало и хуже и не только у нас.

Говоря о распаде - нужно уточнять "точку отчета". 91-ый - это одно, а 85-ый - совсем другое.
Ну вот будь Андропов (или аналогичная личность) здоров и проживи он еще лет 10-15, что, Союз бы распался (не смотря на Ваш список)? Хрена лысого. Предположу, что 2000-ый мы бы встречали в Союзе ;)

Дело не в Андропове, а в геополитике. Рекомендую - http://lib.rus.ec/node/141795.

Если бы не развал СССР в 91-м, то 2000-го просто не было бы. К середине 90-х мы бы получили гражданскую войну с использованием ядрёного оружия. Так что к 2000-му нас не было бы. Как биологического вида.

arteume написал:
Дело не в Андропове, а в геополитике. Рекомендую - http://lib.rus.ec/node/141795.

Если бы не развал СССР в 91-м, то 2000-го просто не было бы. К середине 90-х мы бы получили гражданскую войну с использованием ядрёного оружия. Так что к 2000-му нас не было бы. Как биологического вида.


Ну уж вот это совсем ерунда. Правда, в конце 91-го Кравчук заказывал исследование на тему применения ЯО против России и был разочарован, когда выяснил, что по техническим причинам это неэффективно. Но это скорее свидетельствует о разжижающем влиянии национализма на мозги.

С поправками список причин можно было бы и принять, но тут верно указывалось, что они не обязательно должны были привести к распаду СССР. В значительной мере это было связано с ошибками курса на поспешное реформирование и в особенности с резким введением демократии (экономика пошла вразнос именно с 89 г., когда окончательно рухнул бюджет). Для иллюстрации - сядьте на мотоцикл и попробуйте заложить резкий поворот с увеличением газа ("ускорением") и отпустив сцепление.

Причем не исключаю, что в итоге СССР все равно бы распался, но более мягко и без таких экономических потерь.

arteume написал:
Дело не в Андропове, а в геополитике. Рекомендую - http://lib.rus.ec/node/141795.

Если бы не развал СССР в 91-м, то 2000-го просто не было бы. К середине 90-х мы бы получили гражданскую войну с использованием ядрёного оружия. Так что к 2000-му нас не было бы. Как биологического вида.


Ну уж вот это совсем ерунда. Правда, в конце 91-го Кравчук заказывал исследование на тему применения ЯО против России и был разочарован, когда выяснил, что по техническим причинам это неэффективно. Но это скорее свидетельствует о разжижающем влиянии национализма на мозги.

С поправками список причин можно было бы и принять, но тут верно указывалось, что они не обязательно должны были привести к распаду СССР. В значительной мере это было связано с ошибками курса на поспешное реформирование и в особенности с резким введением демократии (экономика пошла вразнос именно с 89 г., когда окончательно рухнул бюджет). Для иллюстрации - сядьте на мотоцикл и попробуйте заложить резкий поворот с увеличением газа ("ускорением") и отпустив сцепление.

Причем не исключаю, что в итоге СССР все равно бы распался, но более мягко и без таких экономических потерь.

arteume написал:
Дело не в Андропове, а в геополитике. Рекомендую - http://lib.rus.ec/node/141795.

Если бы не развал СССР в 91-м, то 2000-го просто не было бы. К середине 90-х мы бы получили гражданскую войну с использованием ядрёного оружия. Так что к 2000-му нас не было бы. Как биологического вида.


Ну уж вот это совсем ерунда. Правда, в конце 91-го Кравчук заказывал исследование на тему применения ЯО против России и был разочарован, когда выяснил, что по техническим причинам это неэффективно. Но это скорее свидетельствует о разжижающем влиянии национализма на мозги.

С поправками список причин можно было бы и принять, но тут верно указывалось, что они не обязательно должны были привести к распаду СССР. В значительной мере это было связано с ошибками курса на поспешное реформирование и в особенности с резким введением демократии (экономика пошла вразнос именно с 89 г., когда окончательно рухнул бюджет). Для иллюстрации - сядьте на мотоцикл и попробуйте заложить резкий поворот с увеличением газа ("ускорением") и отпустив сцепление.

Причем не исключаю, что в итоге СССР все равно бы распался, но более мягко и без таких экономических потерь.

arteume написал:
Дело не в Андропове, а в геополитике. Рекомендую - http://lib.rus.ec/node/141795.

Если бы не развал СССР в 91-м, то 2000-го просто не было бы. К середине 90-х мы бы получили гражданскую войну с использованием ядрёного оружия. Так что к 2000-му нас не было бы. Как биологического вида.

Ну уж вот это совсем ерунда. Правда, в конце 91-го Кравчук заказывал исследование на тему применения ЯО против России и был разочарован, когда выяснил, что по техническим причинам это неэффективно. Но это скорее свидетельствует о разжижающем влиянии национализма на мозги.

С поправками список причин можно было бы и принять, но тут верно указывалось, что они не обязательно должны были привести к распаду СССР. В значительной мере это было связано с ошибками курса на поспешное реформирование и в особенности с резким введением демократии (экономика пошла вразнос именно с 89 г., когда окончательно рухнул бюджет). Для иллюстрации - сядьте на мотоцикл и попробуйте заложить резкий поворот с увеличением газа ("ускорением") и отпустив сцепление.

Причем не исключаю, что в итоге СССР все равно бы распался, но более мягко и без таких экономических потерь.

arteume написал:
Дело не в Андропове, а в геополитике. Рекомендую - http://lib.rus.ec/node/141795.

Если бы не развал СССР в 91-м, то 2000-го просто не было бы. К середине 90-х мы бы получили гражданскую войну с использованием ядрёного оружия. Так что к 2000-му нас не было бы. Как биологического вида.

Ну уж вот это совсем ерунда. Правда, в конце 91-го Кравчук заказывал исследование на тему применения ЯО против России и был разочарован, когда выяснил, что по техническим причинам это неэффективно. Но это скорее свидетельствует о разжижающем влиянии национализма на мозги.

С поправками список причин можно было бы и принять, но тут верно указывалось, что они не обязательно должны были привести к распаду СССР. В значительной мере это было связано с ошибками курса на поспешное реформирование и в особенности с резким введением демократии (экономика пошла вразнос именно с 89 г., когда окончательно рухнул бюджет). Для иллюстрации - сядьте на мотоцикл и попробуйте заложить резкий поворот с увеличением газа ("ускорением") и отпустив сцепление.

Причем не исключаю, что в итоге СССР все равно бы распался, но более мягко и без таких экономических потерь.

я смысла этого отрывка не понял.
Это лирическая зарисовка "как я провел лето"? или что?

Красивая статья в стиле Кафки , осталось дописать все красиво умерли.
К сожалению мы столкнулись не с вопросом т.н. украинского языка, новояза .или западенского суржика.В данном случае вопрос в самоидентификации. Который звучит просто Русский ты. или ляхская подстилка. которая говорит на галицийской мове и плюет через левое плечо в сторону России.
К сожалению как было в одном флаконе две Украины. так и осталось. Неприятие идет не в языке, а в остальных ценностях.Можно сказать идет оранжевое переформатирование нации и люди или очнутся или сцепятся.Я знаю с какой стороны я буду-А ТЫ ?

diya написал:
В данном случае вопрос в самоидентификации.
Два вопроса:
1) ты к какому народу принадлежишь - к советскому или к какому-то из "древних народов" (русскому, китайскому, африканскому - без разницы);
2) (для тех живущих на территории exSU, которые таки ни хуя не советские) -
diya написал:
Русский ты. или ляхская подстилка.
[...]
как было в одном флаконе две Украины. так и осталось. Неприятие идет не в языке, а в остальных ценностях.
Точно то же - для России. И для Казахстана. И для Удмуртии. И для Чечни с Грузией - тоже точно то же! :(
diya написал:
Я знаю с какой стороны я буду-А ТЫ ?
А вот интересно - по какую ты сторону от первого вопроса?

Фубля. Можно подумать, что быть подстилкой Москвы приятнее.

хуйня какая-то. Не "Украина", а "Как мне было хорошо на Украине в 1980-м".

Forte
Ниже приведена цитата из вашего источника:
Тамаш Краус
Перестройка и передел собственности в Советском Союзе: политические трактовки и исторические свидетельства
"...из документа встречи следует, что главной целью для зарубежного капитала вообще и американского в частности было поддержать «радикальные меры президента СССР М.С. Горбачёва по стабилизации экономической и социально-политической ситуации в стране.
Программа МВФ возражала против и решительно отвергала лишь одну вещь в связи с перераспределением собственности: собственность трудящихся и коллективную собственность как таковую."
Главные составляющие концепции МВФ в бывшем Советском Союзе были реализованы в той степени, в какой новая власть укоренилась в оппозиции рабочим и всем трудящимся, пытающимся стать коллективными собственниками, за чей счёт богатели управленцы, директора и номенклатурщики, те, кто пользовал государственные мероприятия и в советские времена.
Дальнейший опыт приватизации показал, что там, где есть нехватка капитала, приватизация может происходить только при помощи грубого захвата. Мошенничество наиболее ярко проявилось в «ваучерной» схеме, или «народной приватизации», вполне соответствовавшей духу программы Шаталина, но входившей в противоречие с более осторожной программой МВФ. Любимым методом приватизации стала «менеджерская приватизация», проводимая альянсом банкира, управленца и государственного функционера: пользуясь государственной санкцией, данной только на том основании, чтобы «каждый остался при наваре», чиновники государственных банков берут максимальную сумму кредита на «покупку» наиболее прибыльных частей компаний по минимально возможной цене[67]. Может показаться, будто советники из МВФ — если воспользоваться классической марксистско-ленинской терминологией — хотели создать «социальную базу» для реализации своей программы путём продвижения класса «влиятельных особ». Этим людям фактически вручили государственные предприятия, что на «научном» языке обосновывалось как «перевод крупных предприятий на коммерческие рельсы и обеспечение их функционирования в таком режиме, как если бы они продолжали находиться в общественной собственности». Согласно программе предприятия должны были работать как акционерные общества, «свободные от контроля государства, а государственные холдинговые компании должны следовать модели холдинговых компаний частного сектора»[68]. Как известно, из-за нехватки капитала конечным итогом стало быстрое «освобождение» государственной собственности, вылившееся в оргию его дележа и присвоения элитами (россияне назвали это «прихватизацией»)."

Следовательно, только корысть и неграмотность "элиты", привела страну к хаосу, которая пренебрегла прекрасным планом МВФ и все сделала по своему.
"...В ответе Шаталина вскрылась легендарная горбачёвская наивность и его неопытность в экономических делах (которую отметил среди прочих президент США Буш)"

Хорошо.Это не отменяет тот факт, что карт-бланш получили проводники монетаристкой теории, по совместительству агенты влияния Запада."Деньги работают, но они не создают чуда. В монетаристском меню нет бесплатных обедов. " - подобные высказывания в устах тех, кто бесконтрольно печатает доллары не то что без золотого, но без всякого обеспечения, выглядят впечатляюще.
Ну и на донышке всего этого такая очевидная и неприглядная вещь, что тем, кто могут облапошить весь мир, ничего не стоит "развести" на бабло отдельно взятую, новорожденную, пускай очень большую страну.
P.S. С сайтом чейто творится - то не пробиться, теперь не оставить коммент...

Чисто ради любопытства. Cоцсобственность была и в Чехословакии и в Польше и в других странах соцлага. Только в СССР её разокрали красные директора. Почему? Может быть не в МВФ дело, а в сговоре класса управленцев (директор - парторг - главный инженер - зам по АХЧ, во главе с т-щем Вольским, главой эсэсэсэровского союза промышленников и предпринимателей), которые и ранее воспринимали себя как полноправные феодалы, а потом оформили свои права на собственность юридически. Вольский, как и его украинский "зам" Л.Д. Кучма - это кстати, оборонка. Тогда становится понятно почему они получили такую широту действий. В этой системе координат роль МВФ состояла лишь в том, чтобы захватить банковскую сферу, которая, в отличие от промышленности была крайне неразвита. Но это напрямую не связано с ситуацией в промышленности.

Цитата:
...ничего не стоит "развести" на бабло отдельно взятую...

Вы хотели альтернативный взгляд , я вам его предоставил . Причём совсем не обязательно , что я этот взгляд разделяю .
"Развести на бабло" СССР сталинских времён было очень тяжело , хотя он был отдельно взятой и очень молодой страной . Во вском случае моложе горбачёвского СССР . И прежде всего потому , что Сталин всегда искал возможность не играть по навязываемым ему правилам .

Думается, что дело не в Сталине, а в красных директорах, которые со времён Брежнева стали полноправными хозяевами предприятий, особенно градообразующих. А поскольку они, как и их подчинённые, вышли преимущественно из крестьян, то и воспринимали отношения типа крепостной-феодал. Отсюда и многие проблемы переходного периода.

arteume написал:
Думается, что дело не в Сталине, а в красных директорах, которые со времён Брежнева стали полноправными хозяевами предприятий, особенно градообразующих. А поскольку они, как и их подчинённые, вышли преимущественно из крестьян, то и воспринимали отношения типа крепостной-феодал. Отсюда и многие проблемы переходного периода.

Вы , как историк , отрицаете роль личности в истории ?

Во-первых, вокруг Сталина стояло множество прихлебателей исполнявших его волю. Во-вторых, Вы про ту самую личность, которая полмесяца в самом начале войны пряталась от народа и не могла произнести ничего вразумительного, кроме "Славик, сходи к народу выступи" ;)))

arteume написал:
Во-первых, вокруг Сталина стояло множество прихлебателей исполнявших его волю. Во-вторых, Вы про ту самую личность, которая полмесяца в самом начале войны пряталась от народа и не могла произнести ничего вразумительного, кроме "Славик, сходи к народу выступи" ;)))

Понятно . Из вас историк такой же , как и языковед . Вы сами при этих "прятках" присутствовали , или вам кто-то рассказал ?

Да ну. А если Вас забанили в Гугле, то так и скажите, я Вам ссылочек накидаю. Мне нежалко. Вот например такую.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_29%E2%80%9430_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F_1941

Читаем:

Цитата:
Сталин 29—30 июня 1941
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)Перейти к: навигация, поиск
Статья посвящена действиям Сталина в период 29-30 июня 1941 года, когда согласно мемуарным свидетельствам, глава советского государства И. В. Сталин в критические дни после падения Минска находился в депрессивном нерабочем состоянии, называемом некоторыми авторами «прострацией».

Содержание [убрать]
1 События 29-30 июня
2 Данные Журнала посещений
3 Свидетельства участников событий
3.1 События 29 июня. Визит Сталина в Наркомат обороны
3.2 События 30 июня. Сталин на даче и приезд к нему членов Политбюро
4 Мнения историков
5 Хрущёв о неработоспособности Сталина в период 22 июня — 3 июля
6 Примечания

[править] События 29-30 июня
Согласно мемуарным свидетельствам Микояна, Сталин в первые дни войны находился в подавленном состоянии, что выразилось, в частности, в его отказе (несмотря на уговоры окружения) выступить с речью к народу в момент начала войны[1]. Согласно же свидетельству Молотова Сталин отказался выступать с речью 22 июня по вполне объективным причинам.

Далее он рассказал, как вместе со Сталиным писали обращение к народу, с которым Молотов выступил 22 июня в двенадцать часов дня с центрального телеграфа. — Почему я, а не Сталин? Он не хотел выступать первым, нужно, чтобы была более ясная картина, какой тон и какой подход. Он, как автомат, сразу не мог на все ответить, это невозможно. Человек ведь. Но не только человек — это не совсем точно. Он и человек, и политик. Как политик, он должен был и выждать, и кое-что посмотреть, ведь у него манера выступлений была очень четкая, а сразу сориентироваться, дать четкий ответ в то время было невозможно. Он сказал, что подождет несколько дней и выступит, когда прояснится положение на фронтах.[2]

Кроме того Молотов описывает состояние Сталина не как «подавленое», а как «переживал — да, но не показывал наружу.»
Как отмечает К. В. Плешаков, «его рабочие часы были поразительно коротки и сдвинуты во времени»[3]. Получив 29 июня первые и ещё смутные сведения о произошедшем накануне падении Минска, он посетил Наркомат Обороны (согласно мемуарам Жукова — дважды), где имел тяжелую сцену с Г. К. Жуковым. После этого Сталин уехал на «Ближнюю дачу» и заперся там, никого не принимая и не отвечая на телефонные звонки. В таком состоянии он находился до вечера следующего дня, когда (около 17 часов), к нему явилась делегация Политбюро (Молотов, Берия, Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский), просившая его вернуться к власти и возглавить Государственный Комитет Обороны. После этого был создан ГКО и распределены обязанности между членами Политбюро[4][5][6][7][8][9][10].

Однако есть и другая версия. Закончив рабочий день 28 июня в 00:50 (согласно журналу посещений) Сталин должен был отдохнуть, так как 29 июня ему предстояло работать над текстом директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. Данная директива была издана 29 июня за подписью Сталина и Молотова в первой половине дня. Согласно мемуарам Микояна поездка в Наромат Обороны состоялась вчером 29 июня. Т.о. Сталин 29 июня весь день работал и находился в Москве и лишь вечером, после посещения Наркомата Обороны вместе с Берией, Молотовым и Маленковым (по воспоминаниям Молотова) отправился на дачу, где и произошло обсуждение текущих событий.

[править] Данные Журнала посещений
С 1924 по 1953 гг. в Кремле велись журналы записи лиц, принятых Сталиным в своём кабинете. Содержание этих журналов впервые были опубликованы в «Историческом архиве» с 1994 по 1998 гг. Данные журнала посещений Сталина показывают, что до 28 июня включительно Сталин работал в своём кремлёвском кабинете достаточно интенсивно и ежедневно принимал большое количество людей; в ночь с 28 на 29 июня у него находились Берия и Микоян, которые покинули кабинет около 1 часа ночи. После этого записи прекращаются и за 29-30 июня совершенно отсутствуют, что показывает, что Сталин в эти дни в своём кабинете в Кремле никого не принимал. Записи возобновляются только 1 июля, и первые, кого принимает Сталин — Молотов, Микоян, Маленков, Берия, Тимошенко и Жуков (в основном те, кто, как следует из их воспоминаний, ездили на дачу к Сталину)[4][7][10].

[править] Свидетельства участников событий
[править] События 29 июня. Визит Сталина в Наркомат обороны
По свидетельству Г. К. Жукова 29 июня И. В. Сталин дважды приезжал в Наркомат обороны, в Ставку Главного Командования, и оба раза крайне резко реагировал на сложившуюся обстановку на западном стратегическом направлении[11].

По свидетельству А. И. Микояна, 29 июня вечером у Сталина в Кремле собрались Молотов, Маленков, автор воспоминаний и Берия. В связи с тяжёлым положением Белорусского фронта Сталин позвонил в Наркомат обороны Тимошенко, но тот ничего путного о положении на Западном направлении сказать не смог. Встревоженный таким ходом дела, Сталин предложил всем поехать в Наркомат обороны и на месте разобраться с обстановкой. В Наркомате Сталин держался спокойно, спрашивал, где командование Белорусским военным округом, какая имеется связь. Жуков докладывал, что связь потеряна и за весь день восстановить ее не могли. Затем Сталин спрашивал о том, почему допустили прорыв немцев, какие меры приняты к налаживанию связи и т. д. Жуков ответил, какие меры приняты, сказал, что послали людей, но сколько времени потребуется для установления связи, никто не знает. Около получаса говорили довольно спокойно, но вскоре Сталин взорвался: что за Генеральный штаб, что за начальник Штаба, который так растерялся, не имеет связи с войсками, никого не представляет и никем не командует, раз нет связи, Штаб бессилен руководить. Такой окрик Сталина был для Жукова оскорбительным, и он выбежал в другую комнату. Молотов пошел за ним. Все присутствовавшие были в удрученном состоянии. Минут через 5—10 Молотов привел внешне спокойного Жукова. Сталин предложил, чтобы на связь с Белорусским военным округом пошёл Кулик, а затем пошлют других людей. Такое задание было дано позднее Ворошилову. Сталин был настолько удручен, что когда вышли из наркомата, сказал: «Ленин оставил нам великое наследие, мы — его наследники — все это…» Все были поражены этим высказыванием Сталина и посчитали, что это он сказал в состоянии аффекта[12].

[править] События 30 июня. Сталин на даче и приезд к нему членов Политбюро
Согласно воспоминаниям А. И. Микояна, «через день-два» после описанных выше событий около четырех часов, его и находившегося у него в кабинете Вознесенского пригласил к себе Молотов. У Молотова уже были Маленков, Ворошилов, Берия, который выдвинул вопрос о необходимости создания Государственного Комитета Обороны, которому отошла бы вся полнота власти в стране. Договорились во главе ГКО поставить Сталина, об остальном составе ГКО не говорили. Все считали, что в имени Сталина настолько большая сила в сознании, чувствах и вере народа, что это облегчит мобилизацию и руководство всеми военными действиями. После чего решили поехать к Сталину, который был в это время на ближней даче. Молотов, правда, сказал, что у Сталина такая прострация, что он ничем не интересуется, потерял инициативу, находится в плохом состоянии. Тогда Вознесенский, возмущенный всем услышанным, высказался в том смысле, что если Сталин будет себя так же вести и дальше, то Молотов должен вести за собой остальных членов Политбюро, и те пойдут за ним. У членов Политбюро была уверенность в том, что они смогут организовать оборону и смогут сражаться по-настоящему. Никакого упаднического настроения не было. Когда приехали на дачу к Сталину, то застали его в малой столовой сидящим в кресле. Он вопросительно посмотрел на пришедших и спросил: зачем пришли? Членам Политбюро вид Сталина и его вопрос показались странными: ведь, по сути дела, Сталин сам должен был созвать Политбюро. Молотов от имени всех сказал, что нужно сконцентрировать власть, чтобы быстро все решалось, чтобы страну поставить на ноги. Во главе такого органа должен быть Сталин. Сталин посмотрел удивленно, никаких возражений не высказал, сказал «хорошо». Тогда Берия сказал, что нужно назначить пять членов Государственного Комитета Обороны: Сталин будет во главе, затем Молотов, Ворошилов, Маленков и Берия. Сталин заметил, что надо включить Микояна и Вознесенского. Однако, тут завязался спор о разделе сфер обязанностей, который постепенно удалось уладить[13].

Н. С. Хрущёв, в Москве в указанные дни не присутствовавший, в своих надиктованных в отставке[2] мемуарах пересказывает воспоминания Берии о том, что когда началась война, у Сталина собрались члены Политбюро (или только определенная группа, которая чаще всего собиралась у Сталина). Сталин, со слов Берии, морально был совершенно подавлен и сделал заявление, что «Началась война, она развивается катастрофически. Ленин оставил нам пролетарское Советское государство, а мы его просрали», после чего объявил об отказе от руководства государством, сел в машину и уехал на ближнюю дачу. Через некоторое время после этого Берия посовещался с Молотовым, Кагановичем и Ворошиловым, и они и решили поехать к Сталину, чтобы вернуть его к деятельности, использовать его имя и способности для организации обороны страны. Когда они приехали к нему на дачу, то Берия по лицу Сталина увидел, что тот очень испугался, решив, что члены Политбюро приехали арестовать его за то, что он отказался от своей роли и ничего не предпринимает для организации отпора немецкому нашествию. Однако Сталина стали убеждать, что страна огромная, что есть возможность организоваться, мобилизовать промышленность и людей, сделать всё, чтобы поднять народ против Гитлера. Сталин пришел в себя, после чего распределили, кто за что возьмется по организации обороны, военной промышленности и прочего[14].

Согласно воспоминаниям Г. К. Жукова 30 июня И. В. Сталин позвонил в Генштаб, приказал вызвать в Москву с фронта генерала Павлова, также в конце июня И. В. Сталин вновь произвел изменения в военном руководстве — 30 июня начальником штаба Северо-Западного фронта был назначен генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин, а первым заместителем начальника Генерального штаба был назначен А. М. Василевский. (не отмечая, в какое время суток это произошло). Версию о прострации И. В. Сталина Г. К. Жуков категорически отвергает, в том числе, имея в виду миф о якобы нерабочем состоянии Сталина на протяжении всех первых дней войны: «Говорят, что в первую неделю войны И. В. Сталин якобы так растерялся, что не мог даже выступить по радио с речью и поручил свое выступление В. М. Молотову. Это суждение не соответствует действительности»[11].

Л. М. Каганович называет прострацию Сталина «клеветническим, пасквильными выдумками».

Напротив, В. М. Молотов, в разговоре с писателем Ф. Чуевым в мягкой форме подтвердил факт подавленного состояния Сталина: «Дня два-три он не показывался, на даче находился. Он переживал, безусловно, был немножко подавлен»[15].

Сам Сталин признался на одном из обедов, что ночь с 29 на 30 июня 1941 г. была для него самой тяжелой и памятной[4][16].

[править] Мнения историков
Касаясь событий, непосредственно предшествовавших нервному срыву Сталина, историки отмечают, что сведения о визите Сталина в Наркомат Обороны противоречивы (неясно, сколько раз он там побывал: дважды, как утверждает Жуков, или один раз, как утверждают другие мемуаристы). Вопреки утверждению Микояна, что срыв произошел вечером 29 июня, считается, что эпизод имел место в ночь с 28 на 29 июня (между 1 и 2 часами, когда Сталин уехал в Кунцево)[4][5][17]. Таким образом, хронология событий «сдвинута» Микояном на сутки[18]. Как отмечает Рой Медведев, после опубликования записей Журнала посещений, вопрос о том, что Сталин отстранился от руководства военными действиями, был «прояснен»[4]. Об отказе Сталина от руководства, как об установленном факте, пишет М. И. Мельтюхов (со ссылкой на мемуары Хрущева и журнал посещений)[17]. Английский историк Саймон Монтефиоре в своём интервью «Nouvelle Observatieur» отмечает, что «29 июня он (Сталин) уехал на свою дачу, где в течение двух дней находился в полной прострации»[10]. В тоже время в своей работе «Сталин: двор красного монарха», воспроизведя сведения из мемуаров Микояна, Монтефиоре высказывает предположение, что происшедшее могло быть гораздо сложнее:[19]

Вопрос, был ли у Сталина на самом деле нервный срыв, или он просто решил разыграть перед товарищами спектакль, конечно очень интересен. Надо отметить, что во всех поступках и действиях Иосифа Виссарионовича, этого ловкого политика и не менее умелого актера, никогда не было ничего четкого и понятного. Нервный срыв представляется вполне правдоподобным и возможным. Сталин был сильно подавлен неудачами на фронте и смертельно устал. (…) Его срыв был вполне объяснимой реакцией на собственную неспособность правильно просчитать действия Гитлера. (…) С другой стороны, несомненно, были правы и Вячеслав Молотов с Анастасом Микояном, полагавшие, что Сталин «ломает комедию». (…) Сталинское самоустранение позволило ему решить несколько серьезных задач. Во-первых, он оказался во главе нового «Политбюро», которое теперь называлось несколько иначе — ГКО. Во-вторых, как бы подвел черту под всеми прежними ошибками и промахами.

Американский исследователь Константин Плешаков дает такую оценку происшедшему:

Судя по всему, сдача города (Минска) просто оказалась последней каплей для «вождя», полностью разрушив выдуманный им мир и повергнув его в пучину отчаяния. (…) День 30 июня мог оказаться началом конца Сталина. Он на время выпустил из рук штурвал, и это совпало с драматическими территориальными и людскими потерями — беспрецедентное поражение в истории России. (…) Визит 30 июня вернул Сталина к жизни. (…)Как только они («соратники») заговорили, стало ясно, что они по-прежнему его боятся, так что в конечном итоге Сталину удалось выйти победителем; даже после публичного заявления, что он «про…л» войну, никто не решился его прямо обвинить в этом".[5]

Доктор исторических наук Р. А. Медведев характеризует происшедшее 29-30 июня как «кризис руководства», поскольку, по его мнению, при системе жёсткой сверхцентрализации, созданной Сталиным, только к нему лично сходились «все нити управления страной и армией» и в его отсутствие никто не мог эффективно управлять государством.[4] Однако, в новой книге Роя и Жореса Медведевых высказывается уже другая гипотеза, что создание ГКО было инициативой самого Сталина, которую он и обдумывал в Кунцево в дни своего отсутствия в Кремле. Кроме того братья Медведевы сомневаются в рассказе Микояна, на том основании, что по их мнению, он неверно описал взаимоотношения со Сталиным (спор со Сталиным членов Политбюро они считают невозможным). Согласно их точке зрения, и идею о ГКО не могли придумать Молотов или Берия — концентрация в стране власти в форме подобного нового и надпартийного органа могла быть лишь инициативой самого Сталина[18][20]. В целом, по мнению Роя Медведева, «нет оснований сегодня придавать этому эпизоду слишком большое значение, хотя и игнорировать его также нет никаких оснований»[18].

К.Плешаков в частности отвергает реальность такого эпизода, как звонок Сталина Жукову 30 июня с требованием отозвать Павлова (эпизод, сам по себе не опровергающий версию о прострации). По его мнению, из сопоставления источников очевидно, что смена командования на Западном фронте произошла 1 июля; скорее всего, полагает он, Жукова подвела память[21].

Резюмируя свои данные, военный историк Л. Порицкий отмечает:

«Что касается конкретных дней войны — 29 и 30 июня 1941 г., то Сталин явно не проявил того „величия духа“, о котором так долго и настойчиво твердили после Победы историки и писатели».[22]

[править] Хрущёв о неработоспособности Сталина в период 22 июня — 3 июля
Хрущёв, в своём знаменитом докладе на XX съезде заявил, что «после первых серьезных неудач и поражений» Сталин «решил, что наступил конец» после чего «в течение долгого времени фактически не руководил военными действиями, прекратив делать что-либо вообще», пока его не посетила делегация Политбюро[23]. Эта информация, изложенная в нарочито общих тонах, наряду с удивившим народ фактом отсутствия публичных выступлений Сталина в первые 10 дней войны, привела к распространенном представлению, будто он вплоть до 3 июля находился в прострации. В биографии Сталина, принадлежащей Джонатану Люису и Филипу Вайтхеду и вышедшей в США и Англии в 1990 г., говорится: «Сталин был в прострации. В течение недели он редко выходил из своей виллы в Кунцево. Его имя исчезло из газет. В течение 10 дней Советский Союз не имел лидера. Только 1 июля Сталин пришел в себя». (Дж. Люис и Филип Вайтхед. «Сталин». Нью-Йорк, 1990. с.805)[18]. В сатирическом рассказе Владимира Войновича «В кругу друзей» (1967) этот предполагаемый факт доведен до гротеска: «Но он не проснулся ни завтра, ни послезавтра и, как показывают заслуживающие доверия источники, провел следующие 10 дней в летаргическом сне»[24].

Как отмечает Рой Медведев по поводу мнений о подавленности Сталина в начале войны, «сегодня многие из историков считают подобного рода рассказы или очень большим преувеличением, или просто выдумкой»[18]. По словам К.Плешакова, утверждения, что Сталин «либо впал в полную прострацию, либо никогда не выпускал штурвал из рук», в одинаковой степени неверны: в эти дни «штурвал он держал в руках — но руки его были нетверды»[3].

[править] Примечания
↑ Журнал «Политическое образование». 1988, № 9, с. 74-76
↑ Ф. Чуева. Сто сорок бесед с Молотовым
↑ 1 2 Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. Пер. с англ. А. К. Ефремова. М., «Эксмо», 2006 ISBN 5-699-11788-1 стр. 27
↑ 1 2 3 4 5 6 Р. А. Медведев. И. В. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны. Новая и новейшая история, № 2, 2002
↑ 1 2 3 Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. Пер. с англ. А. К. Ефремова. М., «Эксмо», 2006 ISBN 5-699-11788-1 стр. 293—304
↑ Гусляров Е. (ред.) Сталин в жизни. М., Олма-Пресс, 2003 ISBN 5-94850-034-9
↑ 1 2 1941 год. Документы. в 2 тт. М., Демократия, 1998 с.498 ISBN 5-89511-003-7
↑ Куманев Г.Рядом со Сталиным. Смоленск, Русич, 2001, стр. 31-34. ISBN 5-8138-0191-X
↑ Хрущев Н. С. Воспоминания. Время, люди, власть. В 3 тт. М., Московские новости, 1999. Т.1., стр. 301
↑ 1 2 3 Жовер В. Секреты жизни и смерти Сталина. — 'Le Nouvel Observateur': 28 июля 2006. (Интервью с английским историком Саймоном Сибегом Монтефиоре [1])
↑ 1 2 Жуков, Георгий Константинович Воспоминания и размышления. Глава десятая. Начало войны.. lib.ru (1969). Проверено 24 августа 2007.
↑ Микоян Анастас, Мемуары. Так было Журнал «Политическое образование». 1988, № 9, с. 74-76
↑ Журнал «Политическое образование». 1988, № 9
↑ Время. Люди. Власть. (Воспоминания) В 4 книгах. Книга 1, часть 2
↑ Чуев Ф. Сто сорок бесед с В. М. Молотовым. М., 1991, с. 330.
↑ Иосиф Сталин. Жизнеописание. М., 1997, с. 291
↑ 1 2 М. И. Мельтюхов. Упущенный шанс Сталина. Заключение
↑ 1 2 3 4 5 Р. Медведев. «Был ли кризис в руководстве страной в июне 1941 года?»
↑ Монтефиоре Симон С. Сталин: двор Красного монарха. Пер. с англ. С. Манукова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, ISBN 5-224-04781-1. С.395-396.
↑ Рой и Жорес Медведевы. «Неизвестный Сталин». Издательство «Время» 2006 г. ISBN 5-9691-0173-7 752 c.
↑ Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. Пер. с англ. А. К. Ефремова. М., «Эксмо», 2006 ISBN 5-699-11788-1 стр. 380—381. На 1 июля указывают: мемуары генерала Еременко, преемника Павлова, с приводимым там же текстом первой директивы Еременко, датированной 1 июля; мемуары двух бывших подчиненных Еременко, Сандалова и Иванова, отличающиеся высокой степенью достоверности; наконец приводимый самим же Жуковым текст его переговоров с Павловым от 30 июня. Сам Павлов показал на допросе в НКВД, что он был арестован 4 июля в Довске (прифронтовой город в Гомельской области), что опровергает слова Жукова: «На следующий день (1 июля) генерал Д. Г. Павлов прибыл (в Москву). Я его едва узнал, так изменился он за восемь дней войны».
↑ Леонид Порицкий. Руководил ли обороной СССР И.Сталин в первые дни войны?. — 27 июня 2002.
↑ Н. С. Хрущев Доклад на закрытом заседании XX съезда КПСС 24-25 февраля 1956 г.
↑ В.Войнович. Повести и рассказы. М., Фабула, 1993. Т. 1, стр. 692
Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_29%E2%80%9430_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F_1941»

Спасибо за ссылку. Было интересно.
При Сталине страна находилась в полной экономической блокаде. Как бы не относится к моральной стороне дела, было создано сильное и развитое государство, полностью опирающееся на внутренние резервы. Рубль никак не зависел от внешних факторов.

Вы еще добавьте по простому все эти разокравшие "красные директоры" выходцы как раз из "Окраины" и будут
А так вообще есть на территории "проекта"Украина" две страны(да так и было всегда) Галицийско-Волынск и Русь
и ка по мне чем скорее мы избавимся от галицаев с их навязчивым синдромом хождения по Эвропам тем для нас русов(малороссов)
будет лучше(да и выгоднее экономически)
П.С. для воинствующих галицаев живу в Одессе (весь мой род от основания города)

ашипка!

Страницы

X