Борис Леонидович Пастернак

Биография
1958

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января [10 февраля] 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) — русский писатель, поэт, переводчик; один из крупнейших поэтов XX века. Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго». Через три года писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, вслед за этим он был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье академика живописи Л.О.Пастернака и Р.И.Пастернак (урождённой Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православный храм. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием, - музыка. Но, получив признание А.Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством. По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешёл на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г.Г.Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э.Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.
В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник - "Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) - своего рода расчёт с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. - время создания книги "Сестра моя - жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и бессмертие", где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.
Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряжённостью. После завершения поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" - о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925).В 1929 г. он публикует "Повесть" с одноимённым героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: "Аппелесова черта" (1918), "Письма из Тулы", "Детство Люверс" (оба - 1922), "Воздушные пути" (1924). Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала всё большую известность. На Первом съезде писателей СССР Н.Бухарин даже противопоставил её поэзии Маяковского как "отжившей агитке". Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на "литературный трон". В 1932 г. вышла книга лирики Пастернака "Второе рождение".
Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем -"Смерть сапёра", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
Зимой 1945-1946 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла - романа "Доктор Живаго" (предварительное название - "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гёте, грузинских лириков.
1950-е годы стали для писателя временем тяжёлых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесённого инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака лёгких. Похоронен в посёлке Переделкино Московской области.

Википедия
Кругосвет
Люди- peoples
Хронос
Сайт о жизни и творчестве писателя

На русском языке опубликованы:

  • Пастернак, Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. – М.: СЛОВО, 2003-2005.
  • Т.1: Стихотворения и поэмы 1912-1931. – 576 с.
  • Т.2: Спекторский. Стихотворения 1930-1959. – 528 с.
  • Т.3: Проза. – 632 с.
  • Т.4: Доктор Живаго. – 760 с.
  • Т.5: Статьи, рецензии, предисловия. Драматические произведения. Литературные и биографические анкеты. Неоконченные наброски. Стенограммы выступлений. – 752 с.
  • Т.6: Стихотворные переводы. – 672 с.
  • Т.7: Письма 1905-1926. – 824 с.
  • Т.8: Письма 1927-1934. – 768 с.
  • Т.9: Письма 1935-1953. – 784 с.
  • Т.10: Письма 1954-1960. – 680 с.
  • Пастернак, Б.Л. Полное собрание переводов: в 5 т. – М.: ТЕРРА-Книж. клуб, 2003-2004.
  • Т.1: У.Шекспир: Гамлет. Ромео и Джульетта. Антоний и Клеопатра. Отелло. – 2003. – 528 с.
  • Т.2: У.Шекспир: Король Генрих IV. Король Лир. Макбет. – 2003. – 432 с.Т.3: И.В.Гёте: Фауст. – 2003. – 432 с.
  • Т.4: Г. фон Клейст: Разбитый кувшин. Принц Гомбургский. Роберт Гискар; Ф.Шиллер: Мария Стюарт; П.Кальдерон: Стойкий принц. – 2004. – 464 с.
  • Т.5: Ю.Словацкий: Мария Стюарт. Стихотворения разных авторов. – 2004. – 400 с.
(Источник: Красильников А.Н. Произведения лауреатов Нобелевской премии по литературе на русском языке (1901-2010). История и биографические списки. Изд-во МИНЦ "Нобелистика", 2011)



Сортировать по: Показывать:
Раскрыть всё

Переводчик


Автор


Переводчик


Автор


Об авторе


Переводчик


Автор


Об авторе


Переводчик


Автор


Об авторе


Переводчик


Автор


Переводчик


Книги на прочих языках


Автор



RSS

Ser9ey про Пастернак: Стихотворения и поэмы (Поэзия: прочее) 30 06
Довоенный Пастернак канешна восторгает, такого накала в стихе не было даже у Маяковского, а потом , под свою хотя и бодрую старость, уже просто писал ровные успокоенные стихи о природе. Роман его "Доктор Живаго" скорее всего "повлиял" на хозяина.
Оценка: отлично!

Yevgeniy1946 про Пастернак: Доктор Живаго (Классическая проза, Антисоветская литература) 27 05
Доктор Жеваго мне не особенно понравился. Единственно, что на меня оказало впечатление стихотворение "Свеча горела на столе, свеча горела". А в целом как-то тоскливо, хотя действительно чему было радоваться.
Но это роман об эпохе и имеет право на существование, хотя на нобелевскую премию ....
Хотя, если посмотреть какие сейчас романы получают эту премию, то почему бы и нет.
to gruen "Эту дрянь читать не может никто, ни один разумный человек. Пастернак, Бродский, Мандельштам - евреи-бездари, искусственно навязанные русской культуре".
Русская культура и великая, поскольку включала в себя творения различных наций.
Ну Бродского произведения мне никогда не нравились, но написать про Мандельштама, что он бездарь может только очень особое Существо.
"Невыразимая печаль Открыла два огоромных глаза,
Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена Истомой - сладкое лекарство!
Такое маленькое царство Так много поглотило сна.
Немного красного вина, Немного солнечного мая -
И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна".
Если это написал бездарь, то я хотел бы быть такой бездарью.
и gruen мне вас искренне жаль, поскольку от этого не лечатся.

Георг_73 про Пастернак: Доктор Живаго (Классическая проза, Антисоветская литература) 26 05
Пастернак - хороший переводчик, неплохой поэт, но откровенно слабый и бездарный прозаик. И данная книга это явно показывает.
.
А делать из Пастернака "культового писателя" так же бессмысленно, как и восхвалять "чёрный квадрат" Малевича. Это лишь говорит о безвкусии (атрофировании чувства прекрасного) у подобных "поклонников" этих "кумиров".
.
P.S.
Лет 20 назад я тоже купил эту книгу, просто из чувства любопытства. Было любопытно узнать - а о чём так много говорят.
И мне жалко то время, которое я на неё потратил.

Оценка: плохо

gruen про Пастернак: Доктор Живаго (Классическая проза, Антисоветская литература) 26 05
Эту дрянь читать не может никто, ни один разумный человек. Пастернак, Бродский, Мандельштам - евреи-бездари, искусственно навязанные русской культуре.
Оценка: нечитаемо

Георг_73 про Гёте: Фауст [Faust ru] (Драматургия: прочее) 24 05
"Фауст" Гёте - классика немецкой литературы.
Те кто умеет читать по немецки - знают, что это произведение отличного качества и без всяких там Пастернаков (хотя Пастернак - конечно довольно хороший переводчик).

Оценка: хорошо

Ser9ey про Гёте: Фауст [Faust ru] (Драматургия: прочее) 24 05
Грят в оригинале вааще нечитаемо, а в переводе харашо, всетки - Пастернак постарался.
...мож надыбаю када нить себе бумажное первое издание 50-го года.
..да сопсна кому интересен тот немчик Гете с ево Фаустом, то ли дело осмысленный вариант в интерпретайции Пастернака.
Оценка: отлично!

Ser9ey про Альфонсов: Поэзия Бориса Пастернака (Поэзия: прочее) 04 05
Из предисловия:
"Пастернак недоступен для тех, кто ждет от стихов подтверждения очевидного, того, что он и без стихов знает; кто свое «не понимаю» произносит без внутреннего смущения, не ставя при этом задачи непременно постараться понять; кто, тем более, -бывает и такое,- скажет «не понимаю» с неким даже превосходством над «непонятным» автором. "
Неплохо сказано.

Оценка: отлично!

Olesya-St про Белый: Поэзия Серебряного века [Антология] (Поэзия: прочее) 28 04
люблю поэзию Серебряного века...
Оценка: отлично!

Ser9ey про Катаева: Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции (Биографии и Мемуары) 20 04
Чо уж там, пожил мужик как хотел. Натянул глаз на жопу всему поганосовковому Политбюро, и от Сталина ушел, и Хрущ ниче с ним не мог поделать. Обозлил про самое нихачу лакейских писателей того времени *ай маладца*. Сорвал Джек Пот в виде Нобелевской премии. И оставил оччень приятнейший томик стихов и чудный исконно русского языка роман. А жены женами, куда от них децца, стареют хочецца молодых.
Хех даже эта паскуда аффторша не сильно вякала на мужика, уважает сучка.

Ser9ey про Пастернак: Том 9. Письма (Биографии и Мемуары) 13 04
В девятом томе интересны письма, по которым можно проследить историю замысла и создания Пастернаком его "Доктора Живаго". Крепкий видать был характер у Бориса Леонидовича если он в разгар сталинизма решился на такое. Да и потом не сломили его и неслыханная слава и беспощадная травля, в основном своры "собратьев" по перу.
Оценка: отлично!

Ser9ey про Пастернак: Том 10. Письма (Поэзия: прочее) 06 04
Читая письма. Пастернак один из немногих литераторов, который в письмах не жалуется, не стонет, не ноет, что свойственно почти всем людям пера и это ж, вспомним, в незабвенные то сталинские годочки.
Письма Пастернака воззвращают в те времена. Понимаешь, что интеллигенция тогда была вполне антисовецкая, что и неудивительно.* За исключением номенклатурщиков литераторов. * Очень выпуклые личности-адресаты, хорошее тянется к хорошему.
зы: интересное попалось письмо в инете:
.
Хемингуэй Пастернаку
Дорогой друг.
Позвольте высказать Вам свое искреннее восхищение вашим романом "Доктор Живаго", сквозь перевод отчетливо просвечивает истинно русская проза подлинника. Всю свою сознательную жизнь я преклонялся перед русскими писателями, они научили меня многому, тому невыразимому, что и составляет суть любой талантливой прозы. Если бы я хотел родиться кем либо еще, то только русским, и читать книги на русском языке. В вашей книге я вижу, прежде всего, развитие идей Чехова, именно великое продолжение чеховской гуманитарной традиции маленького человека в гуще эпохальных событий. Вы мужественный человек ибо такое мог написать только твердый духом целеустремленный писатель. Желаю вам претерпеть все и сохранить присутствие духа ибо испытаний на вашу долю выпадет, как я понимаю, еще немало. Даст бог мы еще встретимся и славно порыбачим.
Эрнест Хемингуэй
Ки Уэст ноябрь 1958

Оценка: отлично!

Ser9ey про Смирнов: Роман тайн «Доктор Живаго» (Литературоведение) 18 03
Вот что Пастернак писал по этому поводу: "........хотел написать Вам о своих дальнейших планах, об истинной природе того, что можно назвать моим символизмом, о ложных идиотских попытках (например, в Америке) толковать каждый слог романа, слова, положения и даже имена собственные аллегорически, как неподвижные и разрозненные знаки тайнописи."
" Я хотел написать о получившем распространение ложном толковании моего стиля. К нему присоединился даже такой знаток, как Эдмунд Уилсон. Ищут тайный смысл в каждом слоге романа, расшифровывают слова, названия улиц и имена героев как аллегории и криптограммы. Ничего этого у меня нет. Даже
.
Так что сей опус - хрень собачья.
.
Оценка: нечитаемо

Ser9ey про Емельянова: Годы с Пастернаком и без него (Биографии и Мемуары) 05 03
Сомнительные мемуары сомнительных людей.
Эта продувная бестия еще и пиздила письма Пастернака, вместо того что-бы отсылать адресатам, и сексотничала на него в КГБ.
Оценка: нечитаемо

Astrowalk про Пастернак: Доктор Живаго (Классическая проза, Антисоветская литература) 28 02
Люблю эту вещь, считаю гениальной. Трудности восприятия, выраженные в некоторых отзывах тут, могут происходить от неправильного подхода к ней как к роману. Тогда как это — прозаический пересказ эпической поэмы. Пастернак хотел бы написать стихотворную поэму, но на такой объём материала у него не хватило бы остатка жизни, поэтому он выбрал прозу. Получилось как если бы некий гениальный поэт взялся бы пересказать, например, "Илиаду" или "Одиссею" (вторая больше подходит :)). Вышел бы "роман", лишённый свойств романа (скажем, стройной композиции).
Оценка: отлично!

snovaya про Пастернак: Доктор Живаго (Классическая проза, Антисоветская литература) 28 02
Повторюсь: я не люблю, когда читателем манипулируют. А именно этим с первых же строк занимается автор: похороны матери, отец-разоритель, дорога непонятно куда. Ну как тут не пожалеть мальчика-сиротку, не проникнуться переживаниями героя?
В-вторых, ужасный язык: дёрганый, как старый синематограф; искусственные "пейзажные" вставки; вместе с тем, какой-то сюсюкающий и, якобы, соответствующий описываемому времени, а на самом деле - натужно-надуманный (почему у Чехова, Куприна или Гиляровского этого не чувствуешь?).
Про историчность не буду, поделка.
Оценка: плохо

Афонасий Панасенко про Пастернак: Доктор Живаго (Классическая проза, Антисоветская литература) 28 02
Как сейчас помню - 1987 год... Прошёл слух, что в "Новый мир" будет печатать "Доктора Ж". У просвещённой публики слюна брызнула, как у собак Павлова. Все ходили в мечтаниях и предвкушениях, у всех на лицах было написано: "Вот теперь-то нам покажут, что такое НАСТОЯЩАЯ проза!.." И вот свершилось. Началось. Люди впиваются в журнал... И далее - как начали меняться лица у читателей! Поразительно! Как у тех, кто шёл послушать симфонию какого-нибудь этакого Рихарда Штрауса, а попал ненароком на концерт группы "Нюша". Тот, кто видел, не забудет! Никакого цирка не надо. И пошли они (читатели), солнцем палимы, повторяя: "Суди его (Пастернака) Бог!", разводя безнадёжно руками... Приходилось слышать (своими ушами!), что люди, которые ещё неделю назад с пеной у рта кричали, что Пастернак - единственное солнце русской литературы, теперь только матерились - тихо, но с чувством. (Уточняю, во избежание, что говорю об университетской публике). Какая отсюда мораль?
Во-первых: проза более высокий жанр, чем поэзия. Он доступен не многим. Писать стихи - даже хорошие, много легче чем писать прозу (даже среднюю). Как поэт БП может, конечно родить несколько довольно красивых фраз, но связать их в цельный, единый, литой текст категорически не в состоянии. Это усугубляется полной нелюбовью автора к описываемому материалу: к эпохе, к людям, к стране. Он не живёт в этой эпохе, в этой стране, в этом народе, а терпит всё это и терпит с трудом. Такие настроения - плохая основа для большого романа. Автору прозу нужно любить то о чём он пишет иначе - пшик у него выйдет, а не проза. Впрочем, стихи Доктора Ж - лучшее, что написал Пастернак. Но стихи мы знали и до романа.
И во-вторых... но это не политкорректно.

s4364 про Пастернак: Том 2. Стихотворения, 1930–1959 гг. (Поэзия: прочее) 21 02
To:gruen А что именно Вас сподвигло на сей отзыв,сударь?Какое произведение особенно не понравилось? " Опять февраль,достать чернил и плакать.."
Оценка: отлично!

gruen про Пастернак: Том 2. Стихотворения, 1930–1959 гг. (Поэзия: прочее) 21 02
Абсолютно нечитаемая муть. Автор разрекламирован евреями, на деле полный бездарь, также как его соотечественники Бродский и Мандельштам.
Оценка: нечитаемо

Ser9ey про Пастернак: Том 2. Стихотворения, 1930–1959 гг. (Поэзия: прочее) 20 02
Зрелый Пастернак. Хорошо. И это посреди совецкого взвейся да развейся...
Похоже подваливает зверинец, который "Пастернака не читал, но осуждает". Воистену вечна глупость человеческая!
Оценка: отлично!

Ser9ey про Пастернак: Том 1. Стихотворения, 1912–1931 гг. (Поэзия: прочее) 20 02
Настоящий русский поэт с высокой языковой культурой.
Оценка: отлично!

Ser9ey про Толстой: Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ (Публицистика) 19 02
От души посмеялся, как Пастернак при содействии ЦРУ провернул издание своего "Доктора Живаго" на западе и утер нос всей совецкой своре генсеков, КГБ-шников, и прочих сексотов. Облажал рейтинг совейского тоталитаризма по самые помидоры.
И сорвал Джек Пот получив Нобелевскую премию.
А мы сейчас наслаждаемся великолепной книгой.
Десятки лет, с того времени, Пастернак был знаковой фигурой для интеллигенции, той отдушиной, благодаря которой она, та интеллигенция, верила, что поганый совок рано или поздно згинет со всеми своими вертухаями...и слава богу дожили до этого времени и уже четверть века живем в свабодном мире.
Автору респект за увлекательное повествование. На сей момент, несмотря на ограничивание автором своей задачи, это и наиболее живая биографическая книга о "живаговском" периоде жизни поэта.
.
Зы: Автор канешно слегка лукавит о своей незаинтересованности происходящим. Он явно выгораживает некую графиню Пруаяр*может как поставщика немалой информации к книге*. Взявшуюся в 56-м напечатать «Живаго» во Франции и облажавщейся по полной программе, толи с переляку, так и не напечатавшей роман за границей по русски. Да и вообще роль этой мадам явно гипертрофирована автором: кроме прекраснодушных фраз ничего она не сделала. И мотивы Пастернака отдавшего книгу для напечатания и Фельтринелли и этой Пруаяр явно прозрачны: не один -так другая. Кто нибудь да сумеет, а заодно создаецца некая конкуренция… Хе и ЦРУ опередило обоих. Но главное результат был достигнут.
Оценка: отлично!

Ser9ey про Быков: Борис Пастернак [7-е изд.] (Историческая проза, Биографии и Мемуары) 19 02
Великие имена возвращаются, это приятно. Но биограф слишком многословен и не по делу. Больше бы фактов остальное мы и сами домыслим.

Ser9ey про Пастернак: Доктор Живаго (Классическая проза, Антисоветская литература) 19 02
Повезло, купил давеча "Доктора Живаго" в букинистике из пятитомника, и даром. *времена то какие, а* Чистый русский язык, прежде всего блестящего поэта, уже за это можно почитать *в смысле уважать, и в смысле почитать* Пастернака. С удовольствием перечитываю, написано то ведь очевидцем событий того времени лично пережившим и перечувствовавшим судьбы российские. Всегда любил писателей основывающих свои произведения на личном опыте, нет там лажи и верится в каждое слово. В данном случае Нобелевский комитет не промахнулся, все вполне заслужено. Да и нам соотечественникам гордость.
История издания «Доктора Живаго» Пастернака это пример стойкости писателя, пример мужества автора отстоявшего свой труд перед гиганской тоталитарной махиной.. Это и было примером для честных писателей, примером для подражания. Наверно Гончар писал свой «Собор» видя перед собой Пастернака, Виктор Конецкий с крамольными «Вчерашними заботами» и это только рядовые противленцы. Но и Солженицыну проторил дорожку «Живаго», возможно Рыбакову, возможно многие писатели писали в стол с надеждой, и имели такую надежду благодаря примеру Пастернака,… та же «Лавка древностей».
Но травля Пастернака была и лакмусовой бумажкой для мерзавцев и приспособленцев. Тут уж опара перла изо всех щелей, политбюровцы даже не поспевали за таким шквалом «энтузиазма». Верноподданиичество брызгало слюнями на совесть.
Слава Богу эта книга вернулась к нам из долголетней ссылки, и всегда найдутся те, для которых она станет событием в духовной жизни.
/
to Афонасий Панасенко:
Подобные росказни я слышал и по поводу Булгакова, и фильмов Тарковского, да мало ли еще о ком... Не дано воспринимать - лучше молчать в тряпочку, а не расписывать с таким самолюбованием свое невежество.
Миллионные тиражи, за последние 25 лет,*со времени легализации книги в ссср* говорят, что читатель у "Доктора Живаго" есть и читатель вдумчивый, и читатель молодой.
Оценка: отлично!

fantom33 про Белый: Поэзия Серебряного века [Антология] (Поэзия: прочее) 21 01
Тов Хenos, это типа ирония переходящая в бурный и продолжительный сарказм? Намекуите чо сокол таки вы, а все остальные наивные пингвины? Ню-ню. Да, ежели не затруднит, процицируйте, где я там говаривал, чо в царской России не было цензуры.
Фантазер вы, а не сокол, хотя все познается в сравнении. Сами небось всяческие ограничения приемлете только к другим, но не к себе любимому.
Типа я это прочел, а вам не положено...

Xenos про Белый: Поэзия Серебряного века [Антология] (Поэзия: прочее) 10 01
>Ser9ey: Мдя даже вот в таком усушеном виде мы не знали, при совках, нашу великую дорев. поэзию...
Объясняю. Специально для. Вашу "великую дорев. поэзию" вы и сейчас не знаете, и в этом ваше счастье. Потому как советская цензура в свое время разгребла "тысячи тонн словесной" руды, чтобы наскрести оттуда что-то более-менее значимое.
Полистайте интереса для подшивки журнала "Нива" хотя бы за 1903-1913 годы. Если не судьба - сходите на стихи.ру и читайте все подряд. Ощущения весьма схожие.
"Серебряный век русской поэзии" есть продукт селекции от советской цензуры.
>bsp: нашу Великую Русскую Поэзию мы знаем неплохо. Среди прочего, еще знаем, что поэты Серебряного века печатались в "Аполлоне", "Мире искусства", "Весах", "Мусагете", "Алконосте", а не в "Ниве".
Ага-ага. Надо полагать, "Нива", как самый массовый дореволюционный российский журнал (до 250.000 экземпляров в лучшие времена) в 1869 - 1918 годах, демонстративно печатал выборочную шелупонь типа тех же Ахматовой, Мандельштама, Брюсова, Сологуба и иже с ними, но начисто игнорировал "серебряных", так сказать, поэтов. Вы, батенька, уж либо крестик снимите, либо трусы наденьте.
То ли дело вышеперечисленные листки, которые издавались по пять-шесть лет мизерными тиражами в ущерб издательствам, и которые кроме "куртуазных маньеристов" никто не читал, ага. К тому же эти листки, кстати, помимо поэзии большую часть внимания уделяли литературе вообще, а также музыке, живописи и прочим псевдоинтеллигентстким взаимным разборкам под видом критики. Как писал кое кто примерно в те же времена: "Неважная честь, чтоб из эдаких роз мои изваяния высились".
>Правда, пока совецкая власть всё это своей гомадрильей лапой не задушила.
"СовеТСкая", кстати, и "гАмадрильей". Да и душить их было незачем: разорились за невостребованностью. Практически все еще до революции. "Невидимая рука рынка", понимаешь.
>При этом сама ни одного литературного журнала подобного качества не создала.
Да-да. Только возобновила созданную еще Пушкиным "Литературную газету" и выпускала ее тиражем до 6.000.000 экземпляров, "Красная новь" и "Сибирские огни" с 1921 года до 30.000 - 40.000 экземпляров, "Юность" в 70-е до 3.000.000, таких же масштабов "Смена", "Нева" опять же в лучшие времена до 650.000 экземпляров... Всех не перечислишь. И каждый тиражем был больше, чем все упомянутые листки вместе взятые.
>могу только сказать - "дай Бог мне в жизни горестей не знать, пока таким же дураком и я не стану".
Судя по приведенным выше цитатам, поздно пить боржоми. Дефицит грамотности никакой страстью к вранью не компенсируешь.
>monya0202: давайте скажем спасибо цензуре за то что она , бедная, делала за нас всю работу. Решала что нам понравится ,а что нет ,что читать ,а что не стоит.
Да без проблем. Вот у вас есть Либрусек, читайте все подряд (но именно ВСЕ подряд) сами, а рецензии перед этим не читайте. Рецензирование, между прочим - разновидность цензуры.
>fantom33: Пы. Сы. Жаль, но либрус уже давно не является тем местом, где можно <<читать Все подряд>>.
Н-да. "На третий день Зоркий Сокол заметил, что дверь в сарай не закрыта". Можно подумать, дореволюционные журналы можно было читать все подряд. Наивные идеалисты, туда-сюда. Теоретики либерализма, вашу медь.

monya0202 про Белый: Поэзия Серебряного века [Антология] (Поэзия: прочее) 09 01
Xenos , давайте скажем спасибо цензуре за то что она , бедная, делала за нас всю работу. Решала что нам понравится ,а что нет ,что читать ,а что не стоит. А то мы ,совки несмышленые, не могли сами то понять где оно хорошо ,а где плохо....

bsp про Белый: Поэзия Серебряного века [Антология] (Поэзия: прочее) 09 01
xenos, нашу Великую Русскую Поэзию мы знаем неплохо. Среди прочего, еще знаем, что поэты Серебряного века печатались в "Аполлоне", "Мире искусства", "Весах", "Мусагете", "Алконосте", а не в "Ниве". Правда, пока совецкая власть всё это своей гомадрильей лапой не задушила. При этом сама ни одного литературного журнала подобного качества не создала. По поводу "продукта селекции от советской цензуры" могу только сказать - "дай Бог мне в жизни горестей не знать, пока таким же дураком и я не стану".

Ser9ey про Белый: Поэзия Серебряного века [Антология] (Поэзия: прочее) 09 01
Мдя даже вот в таком усушеном виде мы не знали, при совках, нашу великую дорев. поэзию...но зачем спрашивается сейчас издавать такую солянку?!...разве что для просвещения утомленных жизнью новорусских.
to Xenos: Это ж надо быть таким многоречивым дураком. У вас памоему от отсутствия руководящей и направляющей...децкий страх перед открывшимся вдруг морем имен нашей русской поэзии.
Оценка: отлично!

Sello про Быков: Борис Пастернак [7-е изд.] (Историческая проза, Биографии и Мемуары) 17 04
Объемный труд, в котором, кажется, все есть. Тщательная работа с источниками и воспоминаниями современников Пастернака. Добросовестный анализ его творчества. Выписанные обстоятельно приметы того времени и атмосфера в литературных кругах. Но я согласен с Данилкиным, что, чувствуется, Быков примеривал на себя одежду гениального поэта. Отношения творца с властью - до каких пределов позволено ему доходить, чтобы и себя не унизить, и самим собой остаться. (Кстати, в России власть к словесникам издавна неблагосклонна. А уж в новое время, послереволюционное, список преследуемых пух как на дрожжах: Есенин, Маяковский, Мандельштам, Пильняк, Ахматова, Цветаева, Булгаков, Платонов, Зощенко - последнего просто затравили, как затравили и Пастернака. И так далее). Отношение к еврейству, бегство от него - неприятие. (Характерно, что, описывая смерть поэта, Быков пишет, как на мертвое лицо вернулись иудейские черты, стали заметнее. Тем самым, от себя, своей сути не убежишь). Уход в прозу: так многими и не понятый у нас роман "Доктор Живаго" - и раскрученный на Западе, откуда, как всегда, Россию лучше понимают ее самой. Параллели, которые, наверное, родись автор двадцатью-тридцатью годами раньше, позволили бы ему безаппеляционно заявить, что он его ученик. Тем не менее, если изъять сию шероховатость, труд получился замечательный.
Одно замечание. Автор, человек современный, пишет биографию поэта, скончавшегося в 1960 году. Как известно, Пастернак умер от рака легкого. Быков утверждает, что именно травля, в которой участвовал весь практически писательский цвет того времени, запустила механизм болезни. Между тем, нынешние исследования не находят прямой связи между нервными потрясениями и раком. Они могут только усугубить ситуацию, но не являются толчком к нему. То есть можно говорить о том, что Пастернак в момент травли был уже болен, о чем он, естественно, не знал и потому к врачам не обращался. Так как зачастую на начальной стадии рак - в чем его и проблема - "неощутим".
Оценка: отлично!

suslikhoma про Быков: Борис Пастернак [7-е изд.] (Историческая проза, Биографии и Мемуары) 28 12
Неожиданно хорошая книга оказалась. Что мы знаем о Пастернаке? Нобелевка, Живаго, "Пастернака не читал, но осуждаю"... А жизнь у человека интересная была. Рекомендую к прочтению.
Оценка: хорошо

Vadi про Рильке: Новые стихотворения (Поэзия: прочее) 23 08
Все ссылки между комментариями и текстом проставлены.
В книге присутствуют комментарии большинства приведенных стихов, а также варианты переводов.
Особенно интересна, по-моему, статья (пусть и незаконченная) Неусыхина.
Оценка: отлично!

Julia Kriwanek про Пастернак: Доктор Живаго (Классическая проза, Антисоветская литература) 11 06
Сначала были стихи. Я полюбила "Доктора Живаго" заочно, не читая, услышав только стихи Юрия Живаго. А прочитать сумела совсем недавно. Читается нелегко, но след остается на всю жизнь. Книга потрясла не меньше стихов. Здесь описана очень настоящая, не романтически-возвышенная, а живая любовь. Как жаль, что страшный век, описанный Пастернаком, сделал эту любовь такой трагической, без надежды на счастье. Очень хорошо описано то кровавое время, которое нам невозможно представить, которое выворачивало все ценности наизнанку, заставляло матерей бросать детей... Это страшное время действительно было, и спасибо Пастернаку за то, что он сохранил воспоминания о нем.
Оценка: отлично!

Boshechka про Гёте: Фауст [Faust ru] (в стихах, Трагедия) 30 04
Классика. Начало всех начал. Созвучно с шедевром Булгакова, так что любопытно было сравнить представления Гете о Мефистофеле и русского писателя о Воланде.
Откровенно говоря, первая часть(1 книга) понравилась гораздо больше второй.
Если не читали, советую:)
Оценка: хорошо

natkhav про Катаева: Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции (Биографии и Мемуары) 12 03
Очень понравилось! Мне показалось, что это книга-рассуждение о любви и отношениях. А личная жизнь Пастернака здесь взята только в качестве примера, исходной точки, что ли, чтобы было от чего оттолкнуться, хотя и кажется поначалу, что именно она (жизнь Поэта) - на первом плане. Описанные в книге отношения между мужчиной и женщиной, на мой взгляд, в жизни встречаются довольно часто. Читается интересней, чем руководства по практической психологии, да и написано несравненно более талантливо.
Оценка: отлично!

exnihilo про Катаева: Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции (Биографии и Мемуары) 03 03
Это вовсе не "разоблачение" Пастернака. Это если и разоблачение, то разоблачение старшего сына Пастернака, который частично скрыл письма Пастернака, подчистил его биографию, прокомментировал - очень непрофессионально и очень предвзято - и стихи Пастернака, и его письма. Предвзято, потому что его цель и задача были возвеличить образ матери, первой и разведенной жены Пастернака. После нее Пастернак женился, но сын даже похоронил свою мать рядом с могилой Пастернака, как будто она оставалась его женой и вдовой. Тут впереди был комментарий, что написана книга Катаевой, мол, неряшливо, что она ни с того ни с сего взялась разоблачать жену Набокова. Я предполагаю, что ни с того ни с сего это было для читателей, которые искали в книге только сплетни и больше ничего. Набоковы там взялись не просто так, а в связи с Нобелевской премией. Тамара Катаева прекрасно показала, что Пастернаку Нобелевская премия была не важна и не интересна, она показала, что он не для красоты написал: Быть знаменитым некрасиво. А вот Набоковы постоянно играли на публику, и писал Набоков только для славы, и очень было ему досадно, что Нобелевская премия досталась не ему. Ну да, а вот сынок Пастернака в своих комментариях писал такое, что Пастернак и ждал Нобелевскую премию и предчувствовал ее как нечто свыше.
Но книга интересна не как разоблачение кого-то. Очень хорошо написана книга. Правдивая, и написана не для славы и не для скандальной славы, как это часто суггерировали нам в критике (начиная с Анти-Ахматовой).
Оценка: отлично!

SorokaSV про Бараташвили: Грузинские романтики (Поэзия: прочее) 11 01
Бумажную версию зачитывал до дыр.
Электронную надо подредактировать.
Оценка: неплохо

Антонина82 про Бараташвили: Грузинские романтики (Поэзия: прочее) 11 01
Прочитала стихи – как будто в Грузии побывала. Мне кажется, книга представляет интерес, во-первых, для поборников русско-грузинской дружбы. Как приятно читать такие строки:
Я готов молчать, но не забудь,
Я предсказываю, в дни лихие
Сам повторишь ты когда-нибудь:
«Будущее Грузии — в России».
Конечно, чувствуется стиль Пастернака. Но он в данном случае только переводчик стихов Н.Бараташвили
Во-вторых , для влюбленных. Очень много стихов о любви, романтизм 19 века проявил себя в них в полную силу.
А в-третьих, для большой группы любителей хорошей поэзии. Не бойтесь грузинских фамилий – мост взаимопонимания сооружали прекрасные поэты и переводчики – Пастернак, Заболоцкий, Спасский, Брик и многие другие

Оценка: отлично!

sophieleo про Пастернак: Доктор Живаго (Русская классическая проза) 09 01
оценку поставить не могу. Насколько поэзия прекрасна, настолько же эта вещь для меня- закрыта. начинала трижды= никак не могу прочитать.... не идет... может в девяносто осилю???

badbag про Шекспир: Король Лир [King Lear ru] (в стихах, Трагедия) 08 07
>>Сванвейг про Шекспир: Король Лир (Трагедия) 08-07-2011
Все взяли и умерли. Но хуже от этого трагедия не стала.
-------------------------------------------------------------------------
какое тонкое мля замечание, вы мадам наверное сестра КО?

Сванвейг про Шекспир: Король Лир [King Lear ru] (в стихах, Трагедия) 08 07
Это не констатация факта, а цитата. Кто читал, тот поймет.
Оценка: отлично!

tanyastar про Пастернак: Доктор Живаго (Русская классическая проза) 26 06
Грустная и светлая книга об эпохе перемен, написанная участником этих самых перемен. Видимо из-за того, что Пастернак всё же поэт, структура книги несколько сумбурна. Скорее напоминает дневник. То подробно описывается каждый день и движение души героев, то важные события описаны двумя-тремя словами.
Соглашусь с Leki, что книга явно не для школьной программы. Я её "грызла" не меньше месяца. И, как мне кажется, не всё в ней поняла.
Эта книга - вызов нашему привыкшему к логичному и гладкому повествованию сознанию.

Оценка: хорошо

Narcoman-chtole-suka про Пастернак: Стихотворения и поэмы (Поэзия: прочее) 07 05
Бориску на царство?
Потерялся Поэт, характер нордический, при звуке дудочки теряет самообладание.
Просьба оставить у себя за вознаграждение.
Кто всё это пишет?
Пойду пить чай

Fantazia_777 про Пастернак: Доктор Живаго (Русская классическая проза) 31 01
Читается легко, увлекает за собой. Можно читать в разном возрасте - она произведет разное впечатление и позволит осмыслить свои поступки. Так же можно узнать много об истории русского народа - ведь только так можно понять чем жили люди прошлого, какие у них были интересы, а вот в любви ничего не изменилось. Была война, был передел власти - но любовь!!! Читайте...
Когда становится одиноко, вспоминаю его стихи
"Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси..."

Оценка: отлично!

Белая Черника про Шекспир: Ромео и Джульетта [Romeo and Juliet ru] (в стихах, Трагедия) 13 01
Но не было судьбы грустней на свете,
Чем выпала Ромео и Джульетте...
Люблю Шекспира!

kizivet про Шекспир: Ромео и Джульетта [Romeo and Juliet ru] (в стихах, Трагедия) 15 03
Но и Вы тоже учтите - 'Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса' написана вовсе не Ильей Гилиловым...

slp про Шекспир: Ромео и Джульетта [Romeo and Juliet ru] (в стихах, Трагедия) 15 03
Шикарно ! Но учтите - это писал не Вильям Шекспир. Читайте Илью Гилилова 'Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса'
to kivizet
Не Гилиловым !!! А кем тогда ???

Christomera про Шекспир: Ромео и Джульетта [Romeo and Juliet ru] (в стихах, Трагедия) 15 03
Шикарная вещь. Читаю и перечитываю с удовольствием. Великолепно.
Оценка: отлично!

nudel1966 про Пастернак: Сестра моя, жизнь (Поэзия: прочее) 06 01
Эта книга - один из шедевров русской поэзии на все времена.
Поэзию Пастернака нельзя просто читать, нельзя просто заучивать наизусть. Ее надо прочувтвовать, ей нужно переболеть.
Оценка: отлично!

Astrowalk про Пастернак: Доктор Живаго (Русская классическая проза) 23 12
Прекрасная книга. С удовольствием читается и перечитывается, русский язык просто восхитительный, не говоря уже о гениальных стихах, не говоря уже о глубочайших смыслах. Конечно, это не роман в традиционном смысле, во всяком случае, композиция довольно аморфна. Это скорее эпос, поэма, стихотворение в прозе, притча...
Оценка: отлично!

Leki про Пастернак: Доктор Живаго (Русская классическая проза) 22 12
Читала тяжело. Не запоем, а в несколько приемов. Тяжелый текст, очень тяжелый для восприятия. Считаю, что книга слишком.... неподходящая для возраста среднестатистического школьника, чтобы включать ее в школьную программу.
Но! Не смотря сложность восприятия ее надо читать. Обязательно надо.
Оценка: отлично!

nightrunner про Катаева: Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции (Биографии и Мемуары) 21 11
Кто у нас еще недоразоблачен? Автор, поле сужается, твори бодрее! За обгаживание уже обгаженных оплата половинная.
Оценка: нечитаемо

Nikki77 про Катаева: Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции (Биографии и Мемуары) 26 10
Леониду Риттенбергу. Начинаем сканирование Анти Ахматовой. В электронном варианте нет. Подождите немного, пож-та.

Леонид Риттенберг про Катаева: Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции (Биографии и Мемуары) 26 10
Книга содержит массу интеренсных моментов.Может у кого-нибудь есть книга этого автора про Ахматову в электронном формате?

atlog про Катаева: Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции (Биографии и Мемуары) 26 10
Книга рассказывает о семейной жизни Пастернака языком и в понятиях былички или анекдота. Было у Пастернака 3 жены. 1-я еврейка, ленива и бездарна, но достаточно хитра, чтобы за счет мужа и родных обеспечить себе приятную жизнь;2-я русская, мыла полы и кастрюли, музыку забросила, опростилась и растолстела, мужу давать перестала;3-я украинка, лихо пила водку под селедку, песни спивала, все, что плохо лежит тянула себе в дом особо не разбираясь - хоть колбасу копченую из чужой посылки, хоть чемодан с деньгами за Доктора Жеваго.
Книга скомпонована неаккуратно, есть повторы, ближе к окончанию почему-то автор взялась обличать еще и жену Набокова. Это пересказ сплетен(ОБС), со всеми достоинствами и недостатками жанра - слабая логика при объяснении фактов, но факты достоверные и много их. Читать интересно, хоть и стыдно.
Оценка: неплохо

Amur4ik про Шекспир: Король Лир [King Lear ru] (в стихах, Трагедия) 24 08
все жили "долго" и "счастливо" и умерли в один день. да уж. Грустная история
Оценка: отлично!

Бесса про Шекспир: Ромео и Джульетта [Romeo and Juliet ru] (в стихах, Трагедия) 08 07
Шекспир... Он вечен, он гениален...
Хоть и он был весьма сильно извращен. И я вовсе не про то, что 14-летняя Джульетта переспала перед гибелью с Ромео. Я скорее про "соски Кормилицы". И зачем Шекспир взялся про них то писать?... XDDD
Оценка: хорошо

Грейт про Шекспир: Гамлет, принц датский (Трагедия) 05 06
Лучшая и моя любимая драма от Шекспира в лучшем переводе на русский язык.

X